Казанский марафон — 2017

Казанский марафон, мост Милениум

Казанский марафон. 21 мая 2017 года

Казанский марафон – это главный забег в серии «Tatar.run»,  в нём планировалось участие 10000 спортсменов. Надо отдать должное организаторам. Можно только догадываться, сколько нужно пройти согласований для того, чтобы почти на день перекрыть всю центральную часть города. В Челябинске на 2 ч перекрывается 3-километровый участок, а дальше марафон выводится за пределы города.

Трасса Казанского марафона

Маршрут марафона построен в один круг через наиболее красивые места Казани. Старт с площади Тысячелетия, далее по маршруту: Казанский кремль, Кремлёвская дамба, Дворец бракосочетаний, аквапарк «Ривьера», Дворец водных видов спорта, «Казань Арена», Казанский цирк, Арбитражный суд Поволжского округа, КРК «Пирамида», «Булак», Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, озеро Кабан, мост «Миллениум», Дворец единоборств «Ак Барс», Кремлёвская набережная, Ленинский сад.

Перепады высот на дистанции – 50-60 м, общий набор высоты – в районе 200 м. Для длинной дистанции несущественный набор. Но весь он приходится на вторую часть дистанции, когда бежать тяжелее.

В Казань вместе с группой поддержки мы приехали 20 мая. План на день был следующий: «Экспо», плюс проехать по трассе. Я обратилась к своему другу, жителю Казани, за помощью, и он любезно мне предоставил сопровождающего Игоря Гурьянова, который тоже бежал на этом старте десятку. Игорь заехал за нами в назначенное время, и мы поехали на «Экспо».

План «Экспо» и маршрутизация были в рассылке, но запоминать ничего не понадобилось. Волонтёры дружелюбно направляли от столика к столику так быстро, что даже озадачиваться не успевала. Это было так стремительно, что моя группа поддержки отстала. Через 5 мин после того, как зашла, я уже была с рюкзаком и в фирменной майке. Начало было хорошим.

Много было стендов, у которых хотелось сфотографироваться на память. Выставка спортивных товаров небольшая, но можно было купить то, что в спортивных магазинах найти сложно. Например, солевые таблетки, беговые пояса.

а ЭКСПО Казанского марафона

А ещё я купила себе вешалку для медалей «Марафон». Для человека, который ещё ни разу не стартовал, покупать такую вещь рисково. Ведь можно и до первой медали не добежать…

Далее мы поехали по трассе. Для этого я распечатала схему, которая была в рассылке. Мы ехали по городу, наслаждаясь видами и слушая интересную экскурсию Игоря. Ко второй половине маршрута началось волнение: с 22-го км тягун 2 км, потом ещё такой же с 26-го, потом продуваемая набережная и опять подъём с крутым спуском. Мои подруги сказали, что они даже ехать устали, а пробежать просто нереально.

После поездки оказалось, что присланный маршрут и напечатанный в информационном журнале отличаются. Даже пришлось возвращаться на «Экспо» и обращаться к организаторам за уточнениями. Мои подруги пошли гулять по вечерней Казани, а я – отдыхать и готовиться к старту.

Насколько я знаю, традиционна у марафонцев вечерняя раскладка стартового набора. Надо соответствовать. Вот такой стартовый набор. Решила бежать с поясом, который накануне сшила сама. Тот, который купила на «Экспо», выглядел солиднее, но свой посчитала более удобным. 6 гелей, один из них с кофеином, энергетический батончик (за полчаса до старта), 2 энергетика на утро для разведения, гуарана (отказалась, так как не пробовала на тренировках), солевые таблетки, детский крем, лейкопластырь, лекарства.

Питание в этот день было преимущественно углеводное, без острого, жареного, жирного.Выспаться особо не удалось. 2-часовая разница сказалась, и проснулась я раньше будильника. Завтрак за 3 ч до старта: обошлась чаем с сухариками и мёдом. Последние приготовления: развела напитки на дистанцию. 3 бутылочки, граммов по 200. В одной – ягодный морс на меду (брусника, клюква, черника), в другой – энергетик, в третьей – энергетик с кофеином. За бутылочки отвечала группа поддержки, которая получила инструкцию, на каком километре что мне выдать. В последнюю минуту перед выходом вспомнила, что мне нужно ещё выпить один напиток. Спасибо подругам – предложили присесть на дорожку.

Добрались быстро, так как нужно было проехать всего 2 станции метро. В метро встречались спортсмены в фирменных футболках и с рюкзаками. Каждая случайная встреча добавляла волнения. Я с удовольствием знакомилась с будущими участниками забегов, легко общаться при общих интересах. На место старта мы приехали за час. Ощущение праздника накрыло сразу: музыка, шары, большой экран, бодрые голоса ведущих, которые уже отработали забег на 3 км.

Накануне Казанского марафона

Отдельные группы спортсменов разминались или бегали. Я пробежалась около стартовой зоны, быстро нашла своего тренера. Озадачилась тем, что спортсмены активно бегают за час до старта, и успокоилась, когда узнала, что это те, кому бежать десятку. Получила последние инструкции. Перед стартом можно сделать только суставную гимнастику без разминочного бега. Я очень этому обрадовалась. Потому что на тренировках, прежде чем что-то делать, 20 мин пробежка, а это было бы плюс к 42 ещё 3-4 км. За полчаса до старта съела энергетический батончик.

Стартовый коридор был разделён на кластеры. Со своими заявленными 4 ч я попадала в кластер «D». Он оказался метрах в 200 от стартовой линии. Раздевалка находилась в манеже, и идти до неё было далековато, поэтому одежду я решила не сдавать. На улице было +15°. Для бега хорошо, а вот стоять в ожидании старта холодновато. Дождевик оказался очень кстати. Удивилась, что не было на старте сильного волнения. Правда, едва не забыла запустить часы для контроля темпа.

Старт дан! Границы между кластерами начали стираться. Давки не было. Все потихоньку двигались к линии старта. Я её пересекла через 1 мин 20 сек. Было ощущение, что улыбка не сходит с лица. Хотелось улыбаться всем: болельщикам, бегущим соседям. И чтобы этот забег стал праздником и вспоминалось только хорошее. Много было вложено в подготовку сил, эмоций и средств. Поехали!

За 5 минут до старта Казанского марафона

Прочитав множество рассказов от начинающих марафонцев и «наевшись» на темповых тренировках, слежу за темпом, чтобы не поддаться соблазну бежать быстрее. Для того чтобы пробежать за 4 ч, нужен темп 5 мин 40 сек. И я знаю, что быстрее начинать нельзя. 1-й км – 5:38. Хорошо. Приходится многих обгонять, но удаётся при этом не толкаться, так как плотность потока комфортная. Первый разворот на 5 км. Живая река: спокойная, радушная. Встречаются спортсмены в костюмах, с детскими колясками, с видеокамерами. Каждый решает свои задачи.

К моменту встречи со своей группой поддержки на 10-м км чувствовала себя замечательно. Просто бежала кросс в комфортном темпе. Но почему-то захотелось съесть гель. Хотя на длительных тренировках я начинала кушать на 15-м км. Гелей было достаточно, решила, что перед следующей встречей съем, и попросила приготовить «красную» бутылочку. На пунктах питания волонтёры работали живо. Но всё равно формировался затор, в который не хотелось попадать.

На трассе Кказанского марафона

Не зная, как дальше будут развиваться события, я показала на камеру все свои эмоции. Я исполнила свою мечту – быть в кадре на марафоне не измученной, а счастливой.

После 14-го км значительно меньше стало болельщиков. Похоже, что многие перешли на финиш встречать полумарафонцев. И «потеря» на повороте участников забега на 10 км разрядила поток. Теперь нужно было больше контролировать темп, потому что непонятно было, кого выбирать за ориентир. Каждый уже бежал в своём темпе. По-прежнему я обходила больше участников, чем обходили меня.

С одной спортсменкой мы менялись местами раз пять, и на 20-м км ей всё-таки удалось от меня оторваться. Но у меня был свой график, и я следовала ему. Потом я узнала, что проиграла ей почти 3 минуты. Успокаивало то, что «соперница» из возрастной группы на 15 лет младше и у неё далеко не первый марафон.

Очередная встреча с группой поддержки – на 22-м км. И я к ней готовилась морально. Ощущения ещё были кроссовые, но предстоял длинный тягун. Очень приятно бежать и думать, что скоро встретишься с людьми, которые приехали специально, чтобы поддержать. Ответственность перед собой, тренером, детьми и друзьями, которые верят. Меня ожидала бутылочка с энергетиком и камера, для которой ещё были силы позировать.

На подъёме я потеряла темп на 25 сек, но тем не менее обгоняла мужчин, некоторые уже шли пешком. Потом был затяжной спуск и бег по мосту. Темп удалось немного ускорить, чтобы отыграть потери на подъёме. Навстречу в подъём бежали спортсмены, и на их лицах уже читались усталость и боль. Скоро начинался настоящий марафон. Позади 26 км и второй подъём. На нём и у меня начали появляться ощущения тяжёлой работы. Темп на нём выдержала, как на предыдущем, но под уклон организм бодро поднимать темп уже не хотел.

Появилась боль в левой ноге, как будто перетянула шнурки. Перевязывать или не перевязывать? Жалко времени. Бегу дальше. Спортсменов мало, поток растянулся. Поэтому на пунктах питания волонтёры уделяют персональное внимание, поддерживая по имени. Пить и кушать отказываюсь. Свои гели и бутылочки с напитками. Оказалось, что бутылка хорошо крепится за поясом, поэтому съесть гель и попить я могла в любой момент, когда удобно.

Гели «заходили» хорошо, организм справлялся. Меня догнал мужчина со словами: «Вперёд, Челябинск!» Спросила, откуда он знает, что Челябинск. Он ответил: «Вы для меня всю трассу персональный пейсмейкер, я бегу за вами и вижу, как за вас болеют». Приятные слова, неприятно, что обогнал. У меня сил держать его темп не оказалось.

На 31-м км появился мой тренер: это счастье. Много пробежала с ним при подготовке к марафону и знала, как работает его поддержка. Правда, на 32-м км мои друзья категорически отказались давать бутылку тренеру: «Это для нашей Гали». Потом мы долго над этим смеялись. При встрече с друзьями прыгать перед камерой уже не хотелось. И даже руки поднимать.

Температура воздуха упала до 10°, а впереди продуваемая набережная. Мне друзья предложили ветровку, все уже замёрзли, но я отказалась. Бежать по набережной против ветра было тяжело. Очередной гель и энергетик – уже с кофеином. До финиша должно хватить. Ещё 2 геля в запасе. Тренер постоянно определял новую цель, кого нужно было «скушать». Потихоньку «кушала», и это радовало. Правда, меня тоже иногда «кушали».

И вот, с набережной – на последний подъём, до финиша 3 км. Есть уверенность, что добегу. Но как-то за темпом следить уже сложнее. На часы смотрю реже, а когда смотрю, не очень понимаю, что вижу и что надо делать. Считать уже не получается. С момента старта ни разу не смотрела общее время и не понимала, укладываюсь ли в целевое время, на которое заявилась.

Уже свыкаюсь с мыслью, что скорее всего, из 4 ч не выбегаю. И тут, перед последним поворотом, тренер говорит: «Если до финиша добежишь за 7 мин, то уложишься в 4 ч. 3:59 звучит лучше, чем 4:01». Ещё и болельщик на последнем повороте ободрил: «Если ускоришься, то финишируешь за 4 ч».

Тут я собрала все оставшиеся силы. Было бы обидно, вложив в этот старт 9 месяцев подготовки, не добрать несколько секунд. На табло уже высвечивается 4 ч, а мне бежать ещё метров 300. Так как стартовую линию я пересекла через 1:20 после стартового сигнала, у меня был запас. Есть смысл добавить. Группу поддержки вижу издалека: рядом с барабанщиками. Финишные фотографии должны быть достойными.

На финише останавливаю часы, получаю медаль, отхожу в сторону и падаю на газон. Сил нет. Но есть ощущение восторга и счастья: «Я это сделала!» Подбегает тренер, и только тут я смотрю на часы: они показывают 3:59:58. Цель достигнута! Но это ещё не официальный результат. Тренер поднимает меня с травы, и мы идём к моим друзьям, которые сразу вручают мне подарок. Подарком оказался кубок с поздравительной именной надписью. Это круто!

После финиша Казанского марафона

Теперь нужно переодеться, согреться. Тренер предупреждает, что с моим временем я могу оказаться в призах в группе, поэтому лучше пока не уезжать.

В поисках места, где можно на время приютиться, проходим мимо палатки, где делают гравировки на медалях. Отличный способ узнать официальное время. Конечно, я делаю гравировку. Запас по времени оставался всего в 4 секунды.

Медаль финишёра Казанского марафона

Во время переодевания начинает сводить ногу, левую приводящую мышцу. Я забыла на трассе выпить солевую таблетку, по совету тренера выпиваю сейчас, и боль отпускает. Памятные фото после финиша, и мы размещаемся в одной из спонсорских палаток. Мягкое кресло и горячий чай – это то, что сейчас нужно. Марафон позади. Есть усталость. Но нет тех страхов, которые описывают некоторые марафонцы. Не было «стены», на трассе не сводило ноги, печень, желудок отработали отлично, ничего не кололо, натёртостей и мозолей нет, ноги не болят.

Восстановление после Казанского марафона

Когда объявили награждение в группе женщин 50-54 года, моя фамилия не прозвучала. Хотя по названным цифрам было понятно, что у меня призовое время. Откуда-то появились силы, и я побежала разбираться. Диплом уже был готов, и меня одну вызвали на сцену. Получилось персональное награждение.

Дополнением ко всем приятностям была встреча с призёрами в моей группе. Мы не были вместе на награждении, но они меня нашли… Неожиданно и приятно.

Призёры Казанского марафона

Вот в такой компании я оказалась. В центре: 1-е место – Измоденова Вера, 2-кратная чемпионка мира и рекордсменка России по ветеранам. Справа: 3-е место – Голикова Инна, с 2012 г. 77 стартов, в том числе 36 марафонов, 4 суточных бега. Я вливаюсь в сообщество бегунов.

Надеюсь, что прочитав отчёт, вы прониклись атмосферой Казанского марафона и вам  захочется окунуться в неё в качестве участника. Очень рекомендую! Отличный марафон.

Скачайте мою книгу «Как пробежать первый марафон за 4 часа, когда тебе за 50» бесплатно.  В ней я рассказываю обо всех тонкостях подготовки к марафону и о пути, пройденном за 9 месяцев. Надеюсь, что моя история вас вдохновит.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)