Как увидеть своё будущее: работа с видением. Часть 2.
Напомню, что в первой части я указала 6 способов проработки своего будущего и 2 способа описала. В этой статье расскажу ещё о 4-х способах.
Оглавление
В будущее из прошлого. Все мы родом из детства.
Можно выбрать один из способов проработки своего будущего. Однозначно, это будет полезно. Но если вы сможете найти время для детальной работы над каждым этапом, то это будет эффективнее.
Все мы родом из детства. Детство – это время, когда мы получаем первые впечатления о мире, учимся общаться с людьми, развиваем навыки и узнаем о своих возможностях. Здесь мы также впитываем ценности и убеждения, которые в дальнейшем становятся частью нашей личности и определяют наше поведение в будущем. Эти ранние годы оказывают огромное влияние на нашу жизнь, ибо они становятся отправной точкой для нашего развития.
Мы не боимся в детстве мечтать. У нас нет ограничений, которые создаём в сознании позже. Эти мечты бывают очень яркими. Мы даже не боимся начинать действовать. Кто из нас не начинал путешествие в Африку (на речку, на юг, к бабушке) с детским рюкзачком за спиной? Куда делись эти мечты? Потом мы перестали в себя верить. Сейчас я осознаю, что реализую много детских мечтаний. И когда возникает вопрос, а что ещё может меня замотивировать, чего я действительно хочу, то начинаю вспоминать яркие детские впечатления. На что я могла тогда смотреть, открыв рот? Что казалось далёким и нереализуемым?
Чемпионаты России по нескольким видам спорта уже позади. Мечтала об этом, когда смотрела чёрно-белый телевизор. В юности не получилось. Реализовала после 50 лет. Чемпионат мира по гиревому спорту среди ветеранов выиграла в 58 лет.
Высказывание «Все мы родом из детства» отражает истину, что несмотря на то, что мы все растем и меняемся, детство остается частью нашей жизни и влияет на нашу личность, наш стиль жизни и наше понимание мира осознано или неосознанно. В каждом из нас есть возможность изменить себя в лучшую сторону и реализовать то, что казалось когда-то нереальным. Надо вспомнить детские мечты.
Наверняка, вы тоже можете привести примеры того, как став взрослыми, реализовывали свои детские желания. Какие эмоции вы получили? Что ещё осталось в вашем «сундуке» детских желаний?
«Зажигающее» событие
Этот способы проработки своего будущего я считаю одним из мощных. Я сама ищу в своей жизни события, которые бы меня «не отпускали». Если я буду думать об этом каждый день, то со мной случится тоже самое. Если имею смелость думать, то у меня есть всё для того, чтобы это произошло.
Некоторые боятся ставить цели, предполагая, что после достижения ждёт разочарование и пустота. Такое может произойти, если не тренировать себя постоянно в навыке постановки мотивирующих целей.
Сейчас для меня самое сложное — это выбрать следующую вдохновляющую цель. Дети стали взрослыми и обеспечивают себя сами. Те цели, которые ставились в молодости и в период воспитания детей, уже достигнуты. Что дальше? Старение ускоряется, если человек перестает чего-то хотеть.
Как вообще у человека появляется цель? Я постоянно в поиске ресурса, порождающего новые цели. Для себя сформулировала несколько источников. Все их отношу к «зажигающим» событиям.
То, что написано в пяти пунктах, периодически становится в моей жизни поворотным.
- Встречи с интересными людьми, чей пример зажигает.
- Интересные книги, речи, публицистика. Примеры из жизни других людей.
- Сам оказался на краю: так больше жить нельзя. Если продолжить так, как было раньше, ситуация может усугубиться.
- Места силы. Оказался сам с собой в месте, где совсем другая энергия и нет суеты.
- Кто-то значимый из окружения зацепил: «Да тебе слабо!» или смог убедить, или подтолкнуть своей верой. Двигателем может послужить как вера, так и неверие.
Приведу примеры, как я использую некоторые способы. У меня есть несколько сообществ, в каждом из которых есть люди, которые меня вдохновляют:
- НИСКУ (Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению) на профессиональную реализацию,
- Гиревое сообщество на достижения в гиревом спорте,
- Беговое сообщество на достижения в беге,
- Представители организаций – клиентов на образ жизни и профессиональную реализацию.
Решение о том, что ухожу во фриланс приняла на вершине горы в Андорре.
Управлять проектами и создать бизнес меня подтолкнула вера человека, который глобально повлиял на мои убеждения.
Какое в вашей жизни событие уже повлияло на вашу жизнь? Что произошло?
На формирование видения влияют семья, образовательные учреждения, друзья, художественные образы, яркие примеры в окружении, значимые события. Найдите вдохновение. Постарайтесь найти людей, идеи и места, которые могут вас вдохновить на новые достижения и мечты.
«Герой моего романа»
Вспомните своё окружение: близкое и далёкое. Может быть в нём есть «герой моего романа». В данном случае я говорю не о второй половине, а о герое, жизнь которого для вас является привлекательной. Вы тоже хотите жить такой жизнью. Или прийти к такой жизни через 5-10-20-30 лет. Нужно понимать, что для того, чтобы иметь аналогичные результаты, нужно опираться на те же принципы и ценности, которые есть у вашего «героя».
Идеально, если у вас есть возможность лично общаться с таким человеком. Один из ценных советов, который я получила в студенчестве: «Стремись быть рядом с успешными людьми. Если хочешь получить такой же результат, как у них, то учись мыслить и действовать так, как они». Этот совет определил моё окружение.
Мне льстит факт, что периодически слышу о том, что моя жизнь стала примером. Но это накладывает и определённые обязательства на меня. Мотивирует развиваться дальше.
В вашей жизни есть человек, который является для вас примером? Что именно в его жизни для вас привлекательно? Что вы делаете для того, чтобы ваша жизнь была похожа?
Задай вопрос, ответ придёт
Этот метод я использую в работе с организациями. Он одновременно простой и сложный. Надо ответить на вопросы. Но отвечать на вопросы не всегда легко. Когда в 90-е годы я была руководителем компании, мне мой заместитель периодически задавал вопрос: «Какой я вижу компанию через 5 лет». Я долго не могла ответить. Получилось только после групповой стратегической сессии.
Важно определиться с тем, на какую перспективу вы хотите заглянуть вперёд. В студенчестве важно определиться с ближней перспективой: 3-5 лет. Можно отдельно проработать и дальнюю перспективу: моя жизнь в 80 лет.
Проще прорабатывать все аспекты видения, если кто-то задаёт вопросы и ведёт диалог. Но можно это делать и самостоятельно. Ключевой вопрос: «Какой я вижу свою жизнь через 3-5-10 лет?» Ответы, типа: «Хочу, чтобы у меня всё было хорошо», не продвигают. «Хорошо» — неопределённое наречие, за ним никакой конкретики.
Задавать правильно вопросы сложно. В профессии я этому училась несколько лет. Умение задавать вопросы – ключевая компетенция консультанта по управлению.
На какие-то вопросы видение может быть сразу ярким, на какие-то потребуется несколько итераций чтобы прорисовать образ. На рисунке выделила зоны, которые прорабатывала я. У каждого свои приоритеты, поэтому у вас может быть другой круг вопросов.
Вопросы для проработки своего будущего на заданную перспективу
Здоровье
- Как я себя чувствую. Показатели моего здоровья: вес, давление, пульс в состоянии покоя.
- Состав домашней аптечки. В каком режиме пользуюсь услугами врачей, поликлиник и больниц.
- Что я делаю для укрепления здоровья.
- Чем и где я питаюсь.
- Вредные привычки, отношение к алкоголю, курению.
Окружение
- Каким будет моя окружение. Кто входит в моё окружение: родственники, коллеги по работе, сообщества по интересам, друзья и родители детей.
- Где и в каком режиме я общаюсь с другими людьми.
Имущество
- Чем я владею?
- Мне важно иметь своё жильё, автомобиль, коммерческую недвижимость, землю, патенты, авторские права?
Где живу
- Географическая точка.
- Что определяет моё место проживания: родственники, работа, друзья, увлечения, погода, природа, внутренне состояние.
- Как выглядит моё жильё.
- У меня есть возможность и желание переезжать, или мне комфортнее быть привязанным к одному месту.
- Где будет моя могила.
Бренд личности
- Нужен ли мне личный бренд.
- Инвестиции в развитие бренда.
- Каким будет масштаб личности.
- Позиционирование личности.
Семья
- Состав семьи: вторая половина, дети. На каких ценностях держится союз. Требования ко второй половине, требования к себе, чтобы соответствовать друг-другу.
- Какую роль женщина и мужчины в семье? Для чего нужна семья? Компании общие или у каждого свой круг интересов. Распределение домашних дел
- Что будет через 3, 5, 10, 20 лет.
- Отношение к финансам: кто зарабатывает, бюджет совместный или раздельный, как планируются расходы.
- Отдых: что является отдыхом? (вечера, выходные, отпуска) Отдых совместный или раздельный?
Дети
- Количество детей. Каким будет детство и юность детей.
- Каким будет будущее детей. Роль мамы-папы в будущем детей.
Хобби
- Как я провожу свободное время.
- Что мне доставляет удовольствие.
- Сколько времени и денег готов на это тратить.
- Кто меня поддерживает.
- Что дают увлечения мне и моему окружению.
Работа
- Отношение к работе: рабочие цели, карьера, достижения. Каким образом я буду зарабатывать?
- Чем я буду заниматься (в текущем году, в перспективе 3-5 лет, в перспективе 6-10 лет, в перспективе 11-20 лет)?
- За решение каких проблем, задач мне готовы платить.
- Кто готов мне платить?
- Какие клиенты (работодатели) мне нужны. Какие задачи нужно решать. Кто и почему поможет решать мои задачи.
- Что я умею делать очень хорошо, каковы существующие виды компетенции? Какие виды компетенций необходимо приобрести?
- Как я развиваю компетенции.
Достижения
- Что я буду считать своими достижениями?
- Размер дохода, состояние здоровья, спортивные результаты, публичность, карьера, семья, дети и т. д.
Какие ключевые факторы успеха необходимы для достижения целей
Создание видения своего будущего очень важный этап в жизни. Это поможет ориентироваться в будущих решениях, целях и путях развития. Ведь если не понимать, чего ты хочешь, то не сможешь определиться, какие действия и направления нужны для достижения желаемых результатов.
С нами происходит две вещи: то, чего сильно хотим и сильно боимся. Если вам предпочтительнее первое, то найдите время и продумайте своё будущее.
Помню, что когда училась в школе, то после каждого урока были контрольные вопросы, которые помогали в понимании прочитанного текста. Я решила, что для усиления мотивации, этот подход тоже может помочь.
Контрольные вопросы
- Как видение может помочь человеку двигаться к своей цели в жизни?
- Какова связь между отсутствием ясного понимания и блужданием вообще без цели?
- Почему жизнь по принципу «не хуже, чем у людей» не приводит к особым результатам?
- Как написание письма будущему «я» помогает задуматься о ценностях и важности в жизни?
- Какие элементы жизни следует описать в письме будущему «я»?
- Как публичная декларация о достижении своих целей может помочь мотивироваться и преодолевать трудности на пути к ним?
- Какой метод помогает создавать яркие и четкие образы будущего?
- Какие ошибки могут возникнуть при использовании карты желаний?
- Какой нюанс является основным для успешной реализации задуманного посредством карты желаний?
- Как наше детство влияет на нашу личность и поведение в будущем?
- Почему в детстве мы не боимся мечтать и начинать действовать, а взрослые создают ограничения в своем сознании?
- Какие детские мечты можно вспомнить и реализовать взрослому человеку, чтобы изменить себя в лучшую сторону?
- Какие источники вдохновения помогают человеку формулировать новые цели?
- Какие стимулы переворачивают жизнь человека на 180 градусов?
- Почему выбор следующей вдохновляющей цели становится особенно сложным для человека, который уже много чего достиг.
- Какие методы можно использовать, чтобы учиться мыслить и действовать так, как успешные люди?
- Как вы считаете, насколько важно окружать себя успешными людьми, чтобы достичь успеха в жизни?
- Какие вопросы нужно себе задавать, чтобы определить детальное видение своего будущего.
Итак, я рассказала о 6 способах проработки своего будущего.
- Биография. Письмо из будущего.
- Визуализация. Карта желаний.
- В будущее из прошлого. Все мы родом из детства.
- «Зажигающее» событие.
- «Герой моего романа»
- Задай вопрос, ответ придёт.
Надеюсь, что вам какой-то способ пришёлся по душе. Какой из способов вы использовали, сколько времени на проработку вы потратили? Какие элементы видения для вас сейчас являются самыми вдохновляющими?
Для того, чтобы понять какие этапы работы над личной стратегией есть ещё, читайте
Следующий этап работы: формирование личных ценностей.