План проведения стратегической сессии

Кривошеина Галина

Сейчас ситуация меняется быстро, каждый день требуется учитывать новые факторы в развитие бизнеса.  Гибкость и адаптивность компании становятся требованием не только развития, но и выживания. И каждое решение может оказаться стратегическим. Отличный метод поиска решений: проведение командных сессий. План проведения стратегической сессии имеет смысл составлять под решение актуальных задач и проблем.

Особенности текущего момента

Чтобы выжить и развиваться нужно принимать решения быстро.  Одна голова хорошо, а две головы лучше.  Поэтому методы групповой работы помогают учесть много факторов и ускорить процесс разработки решений. Приведу ещё аргументы в пользу стратегических сессий:

  • Расширяется область вопросов, которые можно считать стратегическими
  • Повышается значимость (риски и стоимость) принятого решения
  • Нельзя опираться на прогнозы
  • Непредсказуемость поведения валют
  • Высокое чувство неопределённости и тревоги у персонала
  • «Слив энергии» в деструктив, обсуждение непроверенной информации
  • Принимаемые на уровне правительства решения влияют на выбор ниш и коренные изменения выбранных ранее стратегий

Не нужно ждать планового периода для проведения стратсессии. Какую бы тему проведения стратегической сессии вы не выбрали, групповая работа поможет определиться с текущими приоритетами.

Подготовка плана проведения стратегической сессии

Я выделила несколько тем, которые могут быть актуальны:

  1. Обеспечение достижения ранее выбранных целей.
  2. Оценка ситуации, в которой находится компания.
  3. Расшивка узкого горлышка.
  4. Переоценка ранее выбранных приоритетных направлений развития бизнеса.
  5. Поиск новых идей развития.
  6. Детализация новой стратегии, которую уже выбрал собственник.
  7. Выбор альтернатив и сценариев развития.
  8. Выбор направлений снижения затрат.
  9. Выбор долгосрочной стратегии.

Ниже расскажу подробнее о каждой теме.

Обеспечение достижения выбранных целей

Есть компании, которые хотят и видят возможность достичь цели, которые выбрали ранее. Изменение рыночных условий требует пересмотреть пути достижения целей. Проревизировать нужно все стратегии: маркетинговую, производственную, закупочную, финансовую, продуктовую. Какие-то стратегии останутся прежними, а какие-то потребуют координального пересмотра.

План проведения такой стратегической сессии потребует пересмотра каждой функциональной стратегии. Можно использовать подходы, которые уже описывала в своих статьях.

Смотрите на эту же тему Программа стратегической сессии (Откроется в новой вкладке)

Оценка ситуации, в которой находится компания

Это может быть краткосрочная сессия на 4-6 часов с предварительной аналитикой. Просто собраться и поговорить бывает полезно, но важно собрать факты и статистику.

На подготовительном этапе анализируется, что происходит на рынке. На групповой работе проводится оценка того, как ситуация влияет на развитие компании. План проведения такой стратегической сессии будет состоять из нескольких этапов:

  1. Что происходит в рыночном окружении:
  • Поведение поставщиков,
  • Поведение потребителей,
  • Поведение конкурентов,
  • Кто уходит с рынка, кто может зайти,
  • Наличие запасов стратегических позиций.

2. Как состояние рынка влияет на работу нашей компании, что должны поменять в работе:

  • с поставщиками,
  • с потребителями,
  • с производимой (продаваемой номенклатурой),
  • с персоналом.

Расшивка узкого горлышка

В нашей экономике почти нет отраслей, где отсутствуют зарубежные элементы производственного цикла.

  • научились делать сыры, закваски импортные,
  • печём вкусный хлеб, нужны добавки,
  • собираем хороший урожай, посевной материал зарубежный,
  • производим много мяса птицы, цыплят завозим самолётами и т.д.

В себестоимости продукции импортные составляющие могут иметь незначительную долю, но они обеспечивали конкурентоспособность продукции: требуемое качество или объёмы производства. И, вроде бы какая-то мелочь становится стратегически важной. Над чем работать на стратегической сессии?

  1. Чем заместить
  2. Где найти новых поставщиков
  3. Возможность создания собственного производства
  4. Возможность изменения номенклатуры

Переоценка приоритетных направлений развития бизнеса

Продуктовая стратегия строится на оценке доходности по разным видам продукции. Стоимость закупа изменилась на всё, но изменилась по-разному, поэтому и себестоимость продукции может измениться не пропорционально. Та продукция, которая была топовой, окажется убыточной.

Снижение покупательской способности населения тоже повлияла на предпочтения. Возможно, нужно уходить в другие сегменты.

И, конечно, самое важное направление: импортозамещение.  Возможно, у компании появились шансы вписаться в разрушенные цепочки поставок и создать достойную замену импортной продукции. Сейчас становится выгодным производить то, в чём мы не могли конкурировать с европейскими производителями полгода назад.

Смотрите на эту же тему Продуктовая стратегия предприятия (Откроется в новой вкладке)

Поиск новых идей развития

При составлении плана проведения стратегической сессии имеет смысл проанализировать:

  1. Что мы можем поставлять нашим действующим клиентам.
  2. Кому мы можем поставлять на новых рынках, как расширить поставки.
  3. Можем ли мы производить новую продукцию на новые рынки.

Обязательно нужно оценить потенциальную ёмкость рынка и длительность жизненного цикла товара.

Смотрите на эту же тему Ассортиментная матрица: метод управления прибылью (Откроется в новой вкладке)

Стратегии рассматриваются в приведённой последовательности, потому что в этой же последовательности располагаются успех и вероятность прогнозов. Существенный факт — это размеры инвестиций. Первая стратеги требует меньше всего вложений.

В моей практике множество примеров, когда компании получали существенный прирост при выборе первой стратегии.

Детализация новой стратегии, которую уже выбрал собственник

Мой опыт показывает, что носителями видения развития компании чаще всего являются собственники. Именно они обладают предпринимательскими качествами, умеют видеть возможности. К тому же круг общения и широта взглядов позволяют использовать дополнительный пласт информации.

В этом случае с собственником прорабатывается его видение развития бизнеса, а разработка деталей закладывается в план проведения стратегической сессии. Вмести с управленческой командой разрабатываются функциональные стратегии.

Выбор альтернатив и сценариев развития

Неопределённость среды становится всё выше. Никто не сможет сказать, что будет точно, но можно рассмотреть сценарии. Если произойдёт то-то, то мы выбираем вот такой путь, а иначе-другой.

Как правило, нужно оценить все вероятные риски, которые могут произойти на пути достижения к цели. В случае срабатывания риска нужно предпринять действия, которые разрабатываются заранее.

Если раньше на стратсессиях мы выбирали 1-2 риска, и вероятность их срабатывания рассматривалась в перспективе 2-3 года, то теперь всё происходит стремительно. Значимых рисков становится больше и готовиться к ним нет времени.

План проведения стратегической сессии:

  1. Приоритетные цели компании.
  2. Перечень рисков достижения целей.
  3. Оценка рисков (вероятность и последствия).
  4. Выбор значимых рисков.
  5. Разработка возможных стратегий при срабатывании значимых рисков.

По управлению рисками я написала подробно в статье:

Смотрите на эту же тему Как эффективно управлять рисками в компании (Откроется в новой вкладке)

Выбор направлений снижения затрат

Такая стратсесия сейчас актуальна для каждой компании. Наступает время эффективных компаний. Неэффективные уйдут с рынка. Мы привыкли расточительно относиться к ресурсам. Значительная доля прибыли лежит не в умении продавать, а в умении производить дешевле, чем конкуренты.

Те статьи затрат, на которые раньше не обращали внимание, становятся более существенными. Например, логистика. В моей практике был проект, когда затраты на транспорт мы вообще не могли проанализировать, потому что они включались в стоимость поставляемой продукции. Причём речь идёт о поставках фурами продукции в радиусе 1500-2500 км.

До сих пор во многих компаниях есть затраты, которые не имеют отношения к производству продукции или активы, которые не используются. Избавляться нужно срочно или найти способы на этом зарабатывать.

План проведения стратегической сессии:

  1. Анализ динамики затрат по статьям.
  2. Какие затраты можно снизить и на сколько.
  3. Варианты аутсорсинга, аренды, субподряда, найма персонала.
  4. От чего можно отказаться вообще.
  5. Кто и как отвечает за конкретные статьи затрат.

Выбор долгосрочной стратегии

Кто может иметь такую роскошь: планировать надолго?  Скорее всего компании, которые являются подрядчиками в длительных государственных контрактах.

Уже очевидно, что изолированность нашей страны надолго. И если инвестировать в импортозамещение, то нужно рассчитывать на 5-7 лет. Мало кому удаётся инвестиции отбить за год-два.

Появляются программы государственной поддержки, которые, по сути, подсказывают направления развития.

При выборе долгосрочной стратегии имеет смысл оценить различные варианты. При командной работе можно сгенерировать различные пути развития. Но нельзя принимать решение на стратсессии. Оно может быть импульсивным и эмоциональным. Обязательно нужна взвешенная экспертная оценка.

Заключение

Большинство тем касаются почти каждого бизнеса. Но не рекомендую готовить стратегическую сессию по плану, который показался актуальным после прочтения статьи. Как вариант, сделать сессию в 2 этапа. Сначала сделать групповую работу по оценке ситуации, в которой находится компания. На основе полученной оценки выделить приоритетные задачи, требующие решения. Через 1-2 неделю после аналитики провести сессию по выбранным задачам.

Для того, чтобы составить план проведения стратегической сессии, я обычно провожу серию развивающих интервью. Детальное изучение ситуации и проблемного поля позволяют сконцентрировать усилия команды на поиске решений, позволяющий увеличить финансовые результаты и обеспечить стабильное развитие.

Для успешного проведения стратсессии важно иметь не только план стратсессии, но и подробный регламент. Часто времени для качественной проработки решений не хватает.

Смотрите на эту же тему Сценарий стратегической сессии (Откроется в новой вкладке)

Любая  стратсессия не является самодостаточной. На сессии разрабатываются решения. Это важно. Но этого недостаточно. Главное, эти решения реализовать. И основная работа предстоит уже после сессии.

Мои предложения по разработке стратегии и обучающие курсы смотрите по ссылке.

Если вы хотите обсудить план стратегии для вашей компании, пишите мне на Whatsapp или в Telegram

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *