Уровень профессионализма и его развитие

Повышение эффективности сотрудников

Часть 2. Можно выделить четыре уровня профессионализма: дилетанты, профессионалы, мастера, виртуозы. Дилетантов обычно 80 %, профессионалов — 15 %. На мастеров и виртуозов приходится всего 5 %. У каждого есть шанс стать профессионалом и даже экспертом и попасть в эти 5 %.

Надо только приложить к этому усилия. Профессию можно поменять в любом возрасте. Нужно 10 000 часов для того, чтобы стать экспертом в любом деле. Это в течение пяти лет по восемь часов в день развиваться в профессии. Не просто делать одно и то же, а искать способы сделать лучше, быстрее, интереснее. Уровень профессионализма и его развитие напрямую зависит от самого человека.

Связь уровня профессионализма с талантом

Если изучить биографии известных людей, чей талант неоспорим, то выяснится, что с раннего детства они свой талант развивали по 6—10 часов в день. Нет ни одного художника, музыканта, которые бы стали виртуозами без упорного труда.

Разница только в том, что на определенный уровень одаренный человек выйдет через 9000 часов занятий, а с худшими задатками — через 10 000 часов. Но в поиске себя можно опираться не только на одаренность и задатки. Можно выделить 4 уровня реализации таланта.

  1. Задатки. Это первый уровень. От природы что-то дано больше. Соционика в помощь. Задатки дают более высокий старт, 5 % уже есть. Именно эти задатки называют «предназначением» и пытаются их найти. Эти 5 % можно наработать с нуля в любом деле достаточно быстро. Кому-то нужен месяц, кому-то год. Можно выбрать любое дело, даже если нет задатков к этому.
  2. Способности. 5 % задатков без практики не значат ничего. Полгода занятий, и задатки переходят в способности. Результат будет лучше, чем у остальных.
  3. Таланты. О таланте можно говорить, когда результат начинает впечатлять. Обычно это 2—3—5 лет практики, и талант начинают признавать. Талантливый человек на этом этапе уже учится не подражать, а создавать что-то свое.
  4. Гениальность. 5—10 лет практики, и рождается новый гений. И речь не только о творческих профессиях. Есть гениальные токари, конструкторы, повара, садовники, программисты.

В 90 % случаев люди бросают начатое, посчитав, что им не дано. Первые 1000 часов практики обычно не дают осязаемых результатов, у человека накапливается усталость. А это 200 дней ежедневных занятий по пять часов. Прогресс может быть значительно медленнее наших желаний. Но это всего 10 % пути. В какой-то момент начинает происходить скачкообразный рост результатов. Надо только сохранять постоянство и упорство.

Вспомните, возможно в вашей практике тоже есть «брошенное» дело. Сильно горели, хотели, попробовали, но бросили, посчитав, что это не ваше. Сколько часов вы потратили на это дело? Если вы потратили меньше 1000 часов имеет смысл к этому вернуться. У вас есть все шансы добиться успеха.

Когда человек говорит о том, что у него нет талантов, он этим оправдывает своё бездействие. Единственный способ проявить талант, это начать действовать и быть готовым к тому, что через 10000 часов целенаправленных усилий талант признают все окружающие.

Бывают и противоположные ситуации. Многим для самореализации не хватает одного важного шага: начать действовать, отбросив сомнения в своей неготовности. Однажды работала с девушкой, которая обладала большим количеством компетенций, но считала, что она ещё чего-то не знает или не умеет. Я очень сильно удивилась её неуверенности. Судите сами. Знание в совершенстве английского и японского, что подтверждено уровнями сданных экзаменов. При чём японский она сдавала в Токио. Важный нюанс: японский изучала самостоятельно. Параллельный перевод с 3-х языков. 5 лет училась и работала в Японии. Потребовалось 3 встречи для того, чтобы сдвинуть её установки. Через месяц она получила интересную работу в японской компании. Я встретилась с ней через год. Она по-прежнему работает в этой компании и очень довольна.

Связь между предназначением и профессиональной самореализацией

Миссия проявляется через предназначение, и в большинстве случаев оно связано с профессиональной самореализацией. Почему, отвечая на вопрос: «Кто я такой, и в чём моё предназначение», говорю о профессии? Потому что это то, чему мы отдаем больше всего времени. Может быть, я не права, но думаю, что нужно сильно себя не любить, чтобы заниматься не любимым делом. Не беру в расчет чрезвычайные обстоятельства и прошлые века, когда стоял вопрос выживания.

Немного расскажу о своём профессиональном пути. Я дитя своего времени. Выросла в горняцком поселке, сестры и брат имели отношение к горной промышленности. Было логично, что я выберу специальность в этой отрасли. Так и случилось. Но по другой причине. Поступила в вуз вместе с друзьями. И выбор профессии был связан с минимизацией эмоциональных затрат на поступление, высокой стипендией и потенциальными заработками.

Мой путь в профессии менялся всего два раза. Наукой занималась по выбранной профессии, потом ушла в образование, и в консультировании уже 25 лет. Я себя нашла. Поиски не были простыми.

Многие убеждены, что сложно найти хорошую работу. Я занималась подбором персонала, знакома с большим количеством собственников и руководителей. Могу точно сказать, что уходят месяцы на поиск подходящего кандидата. Просматривается десятки соискателей до принятия решения. Даже в распространенных профессиях: бухгалтеры, юристы, экономисты. Диплом имеют многие, а предмет знают единицы.

Огромный дефицит хороших специалистов во всех областях. Во всех! Секретарь, бухгалтер, экономист, инженер, менеджер по продажам, маркетолог. Бухгалтеров много, хороших бухгалтеров мало. Юристов и экономистов море, хороших мало. Почему? Потому что люди ленятся развивать свои компетенции. Часто считают, что работодатель должен оплачивать курсы повышения квалификации.

Возможности для смены профессиональной реализации

Однажды прочитала комментарии к посту в соцсети «ВКонтакте», где приглашались для получения бесплатно профессии люди предпенсионного возраста. Эта программа действует по всей России и реализуется по инициативе властей. А комментарии про то, что смысл учиться, если вас никто на работу в 55 лет уже не возьмет. Специалисты, имеющие компетенции на уровне требований рынка, востребованы в любом возрасте.

Сейчас огромные возможности учиться и развиваться даже бесплатно. «Гугл» и «Яндекс» в помощь, литературы большой выбор. Стоимость книги равна стоимости кофе с булочкой. Нужно только инвестировать свое время.

На собеседованиях часто слышала от соискателя, что он хочет стать хорошим специалистом. Я спрашивала о том, какую книгу по своей профессии он сейчас читает. Тишина. Какую книгу он читал в этом году? Тишина. Какие книги по своей профессии он вообще знает? Положительный ответ в одном случае из десяти.

И это касается не только собеседований. Когда готовлю стратегические сессии, занимаюсь аналитикой с начальниками отделов и директорами. Это руководители. И тоже глобальная некомпетентность. Встретить эксперта можно нечасто. В некоторых отраслях их единицы по стране, и их знают поименно. Это прежде всего технические специалисты: инженеры и технологи.

В новомодных направлениях, связанных с программированием, маркетингом, созданием сайтов, продвижением, много выпускников вузов. Проблема та же самая. Уровень навыков низкий.

Я многие темы стала изучать сама, потому что не нашла хороших специалистов. Например, ландшафтный дизайн стала изучать, потому что мне сильно напортачили с первым проектом строительства дома. Грубейшие ошибки, которые, как горный инженер, я увидела сразу.

Задавая вопросы по созданию сайтов и их продвижению, от разных специалистов слышала противоречивую информацию, и сложно было понять, где истина. Было ощущение, что их задача — просто продать подороже продукт, а не решить задачу клиента. Изучила темы сайтостроения и продвижения сайта. Создала сайт, который по теме стратегических сессий входит в топ-3, и мои статьи попадают на первую страницу поисковика «Яндекс» при органической выдаче.

Огромное счастье испытываю, когда встречаюсь с мастерами своего дела. Ценю и наслаждаюсь общением. Очень хочу, чтобы таких людей было больше. Дорожает почти все, но дешевеют обучающие курсы и появляются новые интересные предложения.

Много бесплатных марафонов. Глаза разбегаются от предложений. Каждый может выбрать, чем заниматься, сидя дома. Можно водку пить, а можно компетенции развивать. Реальность такова, что даже на бесплатных курсах можно многому научиться. Если автор не дает полезный контент, он не сможет продать потом свой курс. Полезного контента много. А если сильно озадачиться, то в стоках можно найти платные курсы. Россия — мастер по пиратству. У нас повсеместно ставятся взломанные программы. И это норма. Воспользоваться на халяву курсом, над которым автор работал несколько месяцев, инвестировав свое время и деньги, — тоже норма. Это неправильно, но это есть. Можно учиться при дефиците средств, было бы желание.

О личном уровне профессионализма и его развитии

На моем жизненном пути тоже были кризисы, и моменты отсутствия денег тоже были. Года три у меня было такое правило: на последние три тысячи покупать полезные книги. Создала хорошую домашнюю деловую библиотеку, которая актуальна и сейчас. Благодаря тому, что узнавала в этих книгах, получала новые заказы. В этом есть реальная связь: вкладываю деньги в развитие, они очень быстро дают отдачу. На книги деньги потратила, в кошельке пусто, новый заказ на следующий день.

Для того чтобы стать востребованным консультантом, прошла не меньше 60 семинаров, тренингов, курсов, конференций. 4 раза я успешно проходила международную сертификацию.  В 2023 году мой проект занял 1 место  на Национальном этапе конкурса «Constantinus Award» с присвоением номинации «Стратегический консультант года».  Являюсь преподавателем  РЭУ им. Плеханова на ДПО «Консультант по управлению и организационному развитию».

Мне 58 лет, и я не боюсь, что меня никто не возьмет на работу. Хотя наемным работником я была всего 3 года: 1,5 года младшим научным сотрудником и 1,5 года начальником отдела. 7 лет, когда была директором, не в счет, потому что изначально являлась учредителем и создателем бизнеса.

Постоянное обучение является требованием времени. Знания по некоторым направлениям, полученные 10 лет, назад уже потеряли свою актуальность. И не секрет, что высшее образование сильно отстаёт от прогресса.

Иногда прохожу одновременно обучение на пяти платных курсах и периодически подключаюсь к бесплатным. Все ли это мне пригодится? Не знаю. Выстреливает не все. Бывает, что можно месяц потратить на разработку нового продукта, а он не идет. Или сделан продукт под заказ, а больше не продается.

На проработку нового тренинга можно потратить от недели до месяца. Если посчитать инвестиции в тренинг, то он получится малодоходным. Большинство программ продаются многократно. Когда достигаю стадии, что могу тренинг провести без подготовки, это уже драйв. Это драйв. Чувствую себя как рыба в воде.

Очень люблю персональные запросы, когда нужно директору (собственнику) решить личную проблему. В поиске решений много инструментов пробую на себе, смотрю, как работают. Результат получает клиент, а я получаю удовольствие, результат для себя и еще деньги. Что может быть лучше.

У меня бывают периоды плановой «безработицы». Сборы, написание книг, создание собственных продуктов. Естественно, что может случиться так, что в связи с кризисом, как консультант по управлению окажусь невостребованной. Что мне тогда делать? После начала СВО случился спад спроса на мои услуги в период традиционной загрузки. Я в этот период решала 2 задачи: дописывала книги и развивала дополнительные компетенции.  Потом опять появились интересные проекты.

Ревизия личных компетенций

В какой роли я могу себя предложить потенциальному работодателю, смогу ли быть интересной в чем-то еще? Сформировала перечень профессий, в которых у меня уровень выше среднерыночного. Конечно, это моя оценка, но мне есть с чем сравнивать, и я бы не побоялась об этом заявить на собеседовании без предъявления документов об образовании:

  1. менеджер проекта;
  2. тренер корпоративных программ (образовательных);
  3. референт (помощник) директора;
  4. копирайтер;
  5. разработчик образовательных программ;
  6. редактор;
  7. менеджер по работе с ключевыми клиентами;
  8. коуч;
  9. экономист;
  10. аналитик;
  11. директор по персоналу;
  12. менеджер по подбору персонала;
  13. журналист;
  14. инженер (горный инженер);
  15. интерим-менеджер (наемный директор);
  16. директолог;
  17. контент-менеджер;
  18. бизнес-тренер;
  19. ландшафтный дизайнер;
  20. тренер (оздоровительных программ);
  21. тренер по бегу;
  22. менеджер по продажам.

Есть и рабочие профессии:

  1. штукатур-маляр;
  2. парикмахер;
  3. швея;
  4. модельер-конструктор (одежды).

Проведите ревизию своих компетенций. Наверняка, в вашем багаже владение разными профессиями. Бывает сочетание несочетаемого. Может быть это ваш случай?

Выбор направлений развития профессионализма

Пора перейти к действиям и выполнить задания, которые помогут осознать то, чем вам действительно хочется заниматься. Мы опять будем отвечать на вопросы.

Уровень профессионализма

  1. Напишите 20 любимых занятий. Эти занятия могут иметь отношения к заработку, а могут и не иметь. Хобби можно перевести в источник дохода.
  2. Проранжируйте список, поставьте на 1-ое место то занятие, которое порождает больше всего эмоций. На каком месте оказалась текущая работа? Если на 20-м, то точно работу надо менять.
  3. Выберите 3-5 занятий и нарисуйте колеса призвания, чтобы оценить не только уровень эмоций. Одно колесо для своей нынешней работы, а с помощью остальных колес нужно будет проверить другие сферы и профессии. Вы можете оценить не только занятия из списка, но и те профессии, которые вам часто приходят в голову.
Смотрите на эту же тему Как найти своё предназначение в жизни (Откроется в новой вкладке)

Главная задача — найти сферу, в которой каждая ось будет заполнена на максимум.

  1. Что вы не можете не делать? Вы это готовы делать, даже если вам за это не платят. Платой являются получаемые эмоции. Как построить жизнь таким образом, чтобы вокруг этого дела вертелась вся ваша жизнь?
  2. Что постоянно вызывает внутреннее возмущение и реакцию: «Моя воля, я бы сделал по-другому». Может быть пришло время взяться и сделать? Мир ждёт вашего подвига.
  3. Подумайте, а какая ваша Высшая цель?
    Что вы оставите после себя? Как измените мир, людей вокруг? Что вы хотите изобрести? Какое сделаете открытие?

По какому занятию у вас получилось заполнить колесо больше? Вы видите возможность развиваться в этом направлении?

Надеюсь, что, отвечая на вопросы, вы продвинулись в понимании своего предназначения  и понимания, что уровень профессионализма и его развитие зависит только от вас. Впереди работа по детализации конкретных действий для реализации вашего видения и миссии.

Смотрите на эту же тему Как формируются ценности человека (Откроется в новой вкладке)

А обо всех этапах работы над личной стратегией читайте:

Смотрите на эту же тему Этапы стратегирования в самореализации (Откроется в новой вкладке)
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *