Программа стратегической сессии

Программа стратегической сессии

Как составить программу стратегической сессии? Когда-то я тратила на это несколько дней. Читала программы других тренеров и консультантов, и не буду лукавить, что-то копировала. Меня всегда раздражало, что на одну страницу текста уходит так много времени. Как сэкономить ваше время на аналогичную работу? Программу стратегической сессии можно строить по универсальному алгоритму, но при этом необходимо учитывать запрос заказчика. В этой статье структурированы разные запросы, которые появилась при подготовке моих стратегических сессий на протяжении 13 лет.

Как появляется программа стратегической сессии

Над программой своей первой стратегической сессии я работала дней 10. Заказчик был очень требовательный. Он в то время учился на МВА, и как раз изучил курс по стратегическому менеджменту. С заказчиком программа обсуждалась раз 6. Было много споров. Например, СВОТ-анализ делать до разработки виденья или после? Думаю, что у читателей тоже мнение может разделиться. Такие заказчики встречаются не часто. Работать с ними не очень просто, но очень интересно.

Потом было ещё несколько сессий, на которых программа оттачивалась. В какой-то момент мне показалось, что наработала универсальную программу, которую можно предложить любому заказчику. И неважно, чем компания занимается, сколько сотрудников работает, возраст компании, структура. Увы, до сих пор, я постоянно корректирую программу. Есть много факторов, которые стимулируют создание нескольких программ. Когда мне начали заказывать повторные сессии, то заказчики стали спрашивать о том, чем сессия будет отличаться. А потом появились компании, которым нужна сессия и на 3-й год. Мой рекорд: провела в декабре 2021 года сессию с постоянным заказчиком уже 10-й год подряд.

Смотрите на эту же тему Как заказать стратегическую сессию (Откроется в новой вкладке)

Теперь это делать просто, потому что накопила большой «чемоданчик», из которого я могу доставать опробованные инструменты. На корректировку программы требуется один час. Для того, чтобы быстро адаптировать программу, нужно нескольких дней потратить на определение цели и задач сессии, которые и влияют на изменение программы. Скажу так, есть базовая комплектация стратегической сессии, а ещё есть опции и тюнинг.

Смотрите на эту же тему Книга «Как подготовить и провести стратегическую сессию» (Откроется в новой вкладке)

Базовая программа стратегической сессии

Моя базовая программа 3-х дневной сессии обычно направлена на определённые цели и задачи и выглядит так.
Цель сессии: определить видение и направления развития организации на 3 года, разработать план реализации стратегии по достижению целей следующего года.

Программа стратегической сессии базоваяЗадачи сессии:

  • разработка плана стратегического развития организации;
  • освоение инструментов стратегического анализа и управления;
  • разработка механизмов оперативного управления;
  • повышение управленческой квалификации руководителей;
  • формирование управленческой команды.

Программа строится под логику работы над стратегией: 1-й день – оценка текущего состояния, 2-й день – проектирование будущего, 3-й день – планирование того, что нужно сделать, чтобы перейти из текущего состояния в желаемое.

Содержание программы

  • 1-й день – прослушивание докладов, подведение итогов деятельности за 3 последних года, стратегический анализ.
  • 2-й день – определение видения будущего на заданную перспективу и целей, составление стратегической карты и счётной карты.
  • 3-й день – выбор стратегии достижения поставленных целей, определение системы сбалансированных показателей, целевых показателей на следующий год и плана мероприятий по их достижению. Создание механизма реализации планов.

Или так, немного подробнее:

1-й день. Стратегический анализ

Анализ внутренний и внешней среды на основе докладов, SWOT-анализ, бостонская матрица, продуктово-рыночная матрица, анализ конкурентоспособности.

2-й день. Разработка видения и целей

  • Видение компании на перспективу 3 – 5 лет.
  • Разработка стратегической карты – карты целей компании.
  • Разработка системы сбалансированных показателей на 3 года. Определение целевых значений верхнего уровня.
  • Разработка целевых показателей на следующий год.

3-й день. Реализация стратегии

  • Разработка плана достижения поставленных целей. Определение стратегических мероприятий.
  • Механизмы реализации стратегии.
  • Оценка и контроль, коррекция плана. Сбор, оценка и анализ информации.
Смотрите на эту же тему Методы и механизмы реализации стратегии (Откроется в новой вкладке)

Детальная программа формируется по мере подготовки докладов. Набор инструментов анализа может меняться, неизменной остаётся логика.

Пригожин Аркадий Ильич

Стратегическая сессия от гуру консалтинга

Гуру управленческого консалтинга в России является Аркадий Ильич Пригожин, основатель «Школы консультантов по управлению» в Академии народного хозяйства, создатель НИСКУ (Национального института сертифицированных консультантов по управлению). В его книгах можно найти очень много основополагающего и полезного. В 2017 году Пригожин был признан лучшим консультантом в мире по версии International Council Management Consulting Institutes. И естественно, что все, кто учились у Пригожина, берут за основу его методологию.

Принципиальный подход Аркадия Ильича, консалтинг – живая методология, и нужно идти от «клиента». В работе над стратегией он большое внимание уделяет миссии компании, ценностям и идеологии. Ещё делается акцент на конкурентном анализе и работе по созданию конкурентных преимуществ. С миссией я не работаю вообще. Не понимаю, как её превратить в работающий инструмент. Зато много работаю с видением. У Пригожина называется VISION организации. Видение может быть более осязаемым и конкретным, его можно даже оцифровать.

Сессий, на которых разрабатывала ценности компании, у меня было всего 4. И это были  уже повторные сессии, через год после проведения первой. На мой взгляд, не каждая компания готова к работе над ценностями. Должна быть очень осознанная и глубокая работа. А внедрение ценностей через поведенческие стандарты – это большой проект. И если компания ещё не готова управлять по ценностям, то лучше решать более понятные и актуальные задачи.

Смотрите на эту же тему Система ценностей организации: как её внедрять (Откроется в новой вкладке)

Варианты запросов на разработку стратегии

задачи стратегического планирования

На переговорах с клиентами я всегда показываю свою базовую программу и говорю, что она базовая. Но это не означает, что работать обязательно по ней. Далее идёт самый сложный процесс, от которого зависит конечный результат. Это выяснение того, что заказчик хочет получить от сессии, какие ставит цели и задачи. Я классифицировала все первичные запросы своих клиентов и получила 8 разных типов. На точность и законченность классификации не претендую. Подробно обо всех запросах уже рассказала в отдельной статье.

Смотрите на эту же тему Задачи стратегического планирования (Откроется в новой вкладке)

Если стратегическая сессия уже проводилась раньше, то в программу обязательно включается подведение итогов по реализации принятых ранее решений и рассматриваются следующие вопросы:

  • Анализ выполнения стратегических целей и показателей. Какие цели и показатели были выполнены. Что способствовало выполнению. Какие цели и показатели не были выполнены. Что и кто препятствовали выполнению. Какие  цели и показатели нужно пересмотреть?
  • Анализ выполнения программы мероприятий. Мероприятия, выполненные в срок и в полном объёме. Результаты этих мероприятий.

Сейчас ситуация меняется быстро, каждый день требуется учитывать новые факторы в развитие бизнеса.  Гибкость и адаптивность компании становятся требованием не только развития, но и выживания. И каждое решение может оказаться стратегическим. В условиях кризиса увеличивается область задач, которые можно решать на стратсессии

Смотрите на эту же тему План проведения стратегической сессии (Откроется в новой вкладке)

Универсальный алгоритм формирования программы стратегической сессии

Программа стратегической сессии

Программа сессии зависит от многих факторов. Прежде всего от запроса: какие проблемы и задачи нужно решить клиенту. Часто первоначальный запрос может очень сильно трансформироваться во время переговоров. В результате переговоров я могу предложить несколько подходов для решения текущих проблем.

Приведу несколько примеров, когда в ответ на первоначальный запрос, в результате переговоров была предложена стратегическая сессия. Изначально запрос звучал так:

  • Поучите тому, чему посчитаете нужным.
  • Разработайте систему оплаты, при которой мы могли бы достичь поставленных целей.
  • Хочу увеличить продажи в 3 раза без увеличения численности.
  • Подготовьте компанию к продаже.
  • Нужно решить проблемы взаимодействия между службами.

На первый взгляд нет никакой связи между запросом и последующим предложением. Рождается оно в результате развивающих интервью. Вот научиться проводить развивающее интервью довольно сложно. Думаю, что эта одна из важных компетенций консультанта. Без умения «докопаться» до истинных задач, консультанты действуют точно также, как менеджеры по продажам, которые не умеют задавать вопросы, чтобы выяснить реальную потребность. В результате предлагается не то что нужно, а то, о чём лучше всего умеют рассказывать и делать. Сессия далеко не всегда обязательна, и не надо к этому склонять клиента.

Если в процессе переговоров пришли к решению о необходимости проведения стратегической сессии, то формулируете и согласовываете с заказчиком цели, задачи сессии и результат. Обычно результатом сессии являются совместно выработанные решения, регламентирующие работу управленческой команды в целом или по функциональной политике. Теперь можно приступать к составлению программы.

Сессия может оказаться узконаправленной, например, нужна стратегия выхода на новые рынки. Тогда вы концентрируясь на областях деятельности, связанных  с положением компании на рынке и формируете 3 этапа работы:

  1. Оценка  ёмкости рынка и текущего положения компании  на рынке.
  2. Как будет развиваться рынок и как компания видит себя в перспективе на этом рынке: рыночные тенденции, прогнозы, региональное присутствие, доля рынка, развитие продукта. Конкретные цели.
  3. Что нужно сделать для того, реализовать поставленные цели

Это универсальный алгоритм, применение которого, позволит составить программу под любой запрос. И я рекомендую ему следовать. Главное, всегда держать в фокусе то, какой результат хочет получить заказчик. Применение алгоритма не зависит от того, внешний это консультант или внутренний. Внутреннему консультанту или руководителю, которому поручили, подготовку и проведение сессии, ещё сложнее. С одной стороны, он лучше знает проблемы и задачи компании, а с другой, обладает своей позиционностью. Важно не подменить цели собственника надуманными или навязанными кем-то изнутри компании.

На моём курсе «Как подготовить и провести стратегическую сессию» вопросы разработки программы стратегической сессии будут рассматриваться подробно.

Смотрите на эту же тему Авторский обучающий курс «Как подготовить и провести стратегическую сессию (Откроется в новой вкладке)

В этой статье я показала, что в зависимости от запроса, могут создаваться разные программы стратегических сессий. Нет универсальной программы, но есть универсальный алгоритм.

Смотрите на эту же тему Проведение стратегической сессии (Откроется в новой вкладке)

Хотите обсудить программу вашей стратсессии? Напишите мне на Whatsapp или в Telegram.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 4,17 из 5)

Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *