Виды стратегических сессий

Этапы разработки стратегии

Популярность стратегических сессий продолжает расти. Некоторые компании уже получили положительные результаты, а другие проводят сессии, следуя примеру лидеров рынка. Проведя ревизию своего консультационного опыта, я была удивлена разнообразием видов стратегических сессий, которые имеются в моем арсенале.

Компании, в которых я проводила сессии на протяжении нескольких лет, иногда по 2-3 раза в год, прошли все уровни стратегического планирования. Достичь того, что было сделано в этих компаниях за несколько лет, невозможно за одну стратегическую сессию. Проблема заключается не только в зрелости компании и ее способностях реализовать разработанные решения. На разработку решений также требуется время, которое необходимо выделить из рабочего процесса.

Я оценила затраты времени на проработку всех этапов стратегирования (рисунок выше). Для зрелой компании нужно минимум 50 часов групповой работы.

В расчёте затрат времени я учитывала только вовлечённость консультанта.  Много аналитики и проработки выносится на подготовительный этап. Поэтому надо иметь ввиду, что руководители ещё тратят время на самостоятельную работу. К каждой групповой работе самостоятельная подготовка каждого руководителя занимает 10-30 часов.

Разброс по затратам времени в 2 раза. Первая итерация всегда занимает больше времени. Если компания впервые будет работать над каким-то этапом, то нужно закладывать времени больше. В отдельных случаях, например, на разработку счётной карты (величины целевых показателей) 30 часов не хватает. При плохо поставленном управленческом учёте требуется несколько месяцев для определения корректных целевых значений.

Что влияет на выбор вида стратегической сессии

На протяжении многих лет у меня была лишь одна базовая программа, служившая основой для создания персональных коммерческих предложений. Я всегда подчеркиваю, что сессия должна быть адаптирована к поставленным целям и задачам. После проведения развивающих интервью и выявления запроса клиента, я корректировала свою программу.

Несколько лет назад я описала стандартные запросы, но не упомянула, как они влияют на программу. Запрос является ключевым, но не единственным фактором, которые нужно учитывать в работе с каждым клиентом.

Что влияет на выбор вида стратегической сессии и программы:

  • Задачи, которые ставит заказчик.
  • Зрелость организации.
  • Состояние управленческого учёта.
  • Информационная политика и открытость коммерческой информации для персонала.
  • Опыт проведения стратсессий внутри компании и полученные результаты.
  • Анализ результатов предыдущих сессий (внедрения, опрос, материалы).
  • Выявленные проблемы и оценка текущего состояния компании в ходе подготовки сессии.
  • Участие собственников  (владельцев) в управлении.
  • Участие собственников  (владельцев) в сессии.
  • Состав участников.
  • Выделяемое время.
  • Бюджет.
  • Готовность руководства внедрять результаты сессии.

Трансформация базовой программы стратегической сессии и подходов

Базовая программа стратегической сессии остается актуальной, но подходы изменились. Теперь разработку видения и стратегических целей я вынесла на подготовительный этап и обсуждаю эти вопросы с собственниками. Сессию я сократила до 2-х дней, иногда делая перерыв между первым и вторым днем на 1-2 недели для детальной проработки планов. Это необходимо из-за нехватки аналитики.

Ещё на формирование новых программ повлияли индивидуальные консультации специалистов, которые сами  проводят  стратсессии. Ко мне часто обращаются консультанты за помощью, это студенты моих онлайн курсов и студенты с ДПО «Консультант по управлению и организационному развитию» в РЭУ им. Плеханова. На мои онлайн курсы и на ДПО обычно заходят специалисты, у которых уже есть опыт управления и консультирования. А при подготовке стратсессии нужно ещё учитывать набор и уровень компетенций ведущего стратсессии.  Этот факт расширил диапазон вопросов, решаемых на стратсессии. Мне очень нравится проводить такие консультации, потому что расширяется и моё видение работы с компаниями.

Виды стратегических сессий

Я выделила стратегические сессии для различных уровней управления и составов участников.

  1. Владельческие стратсессии
  2. Стратсессии для управленческой команды
  3. Стратсессии для функциональных направлений

Полученное многообразие меня впечатлило. Сначала в списке было порядка 10 стратсессий. По мере осознания и описания количество уже увеличилось до 24. Думаю, что это не окончательное число., потому что процесс осознания ещё не завершён. Исходя из всех факторов, которые влияют на формирование запроса, можно создавать программу из разных блоков.

Владельческие стратсессии

  1. Разработка видения
  2. Формирование миссии
  3. Формирование ценностей
  4. Разработка целей
  5. Разработка БАЦ
  6. Разработка личных стратегий собственников.
  7. Разработка партнёрского соглашения
  8. Выход владельцев из операционки

Стратсессии для управленческой команды

  1. Развитие конкурентных преимуществ
  2. Разработка корпоративного кодекса
  3. Разработка ключевых показателей эффективности для руководителей
  4. Развитие клиентоориентированности
  5. Управление рисками
  6. Поиск решений приоритетных задач
  7. Разработка бизнес-модели
  8. Разработка планов мероприятий по достижению целей
  9. Оптимизация организационной структуры

Стратсессии для функциональных направлений

  1. Разработка стратегии продаж
  2. Разработка УЦП (уникального ценностного предложения
  3. Разработка ассортиментной матрицы (политики)
  4. Внедрение экспертных продаж
  5. Разработка функциональных политик
  6. Повышение эффективности компании. Оптимизация бизнес-процессов.
  7. Оценка проблемного поля и поиск решения проблем

Владельческая стратсессия целесообразна в следующих случаях:

  1. В бизнесе несколько владельцев
  2. Владельцы находятся в управлении
  3. Владельцы хотят работать дальше вместе и договариваться

Как правило, проведение стратсессии с владельцами не является первым заказом. Необходимым условием контрактования является эмоциональное и экспертное доверие со стороны собственников. Первые 5 тем владельческих стратсессий возможно отработать совместно с управленческой командой. Это зависит от желания собственников. Но моя практика показывает, что эффективнее работать только с владельцами. Работа с владельцами может строиться в формате групповой работы 1-2 дня, а может быть и формат, который легко вписать в рабочий режим.

  • Информационный блок 1-2 часа и выдача домашних заданий
  • Индивидуальная работа, обсуждение домашних заданий
  • Самостоятельная работа в группе (обсуждают без моего участия)
  • Работа с группой, как очно так и онлайн 1-2 раза в неделю по 1-3 часа

Работа над конструктором стратсессий и новым онлайн курсом активно продолжается.   Планирую написать статью по каждому виду страсессии. Презентации для онлайн курса готовы почти все. Осталось записать видео и загрузить на обучающую платформу.

Надеюсь, что перечисленный перечень видов стратсессий закрывает все возникающие перед компанией бизнес-задачи.

Если у вас есть запрос на стратсессию, из перечисленных выше, пишите мне на Whatsapp или в Telegram.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *