В статье расскажу о том, как методы стратегрования можно использовать для создания личной стратегии и самореализации. Моими клиентами являются не только организации, но и люди. И так получается, что для работы с компаниями и с людьми, я использую одни и те же подходы. Более того, все инструменты я использую для работы над своей личной стратегией и самореализацией. Всё отработано, и эффективность проверена временем.
Оглавление
Кому могут быть интересны предложенные методы
- Любому человеку, у которого есть желание создать образ желаемого будущего и определить все действия по его достижению.
- Коучам, психологам, которые помогают другим выявлять и достигать их цели.
- Бизнес-консультантам, которые помогают развиваться компаниям.
В этой статье описываю подходы укрупнёно. При этом вы можете найти подробную информацию в других статьях, и инструменты от сложных до простых. Простые, это не значит, что неэффективные. Все инструменты расписываю подробно с примерами, чтобы каждый самостоятельно мог их отработать.
Каждый инструмент обычно требует несколько подходов к его выполнению. Даже если задание выполнили с первого раза, мозг продолжает работать и находит интересные нюансы. Поэтому рекомендую периодически возвращаться к проработке каждой темы. Темы между собой взаимосвязаны, но работа над каждой темой отдельно тоже будет интересной и полезной.
Работа над перспективой самая сложная, как для компании, так и для каждого человека. В статьях буду постоянно проводить параллель между организациями и личностями. Обязательно примеры из личного опыта. Всё, о чём я пишу, проверено на практике. И пишу я не только о том, что делаю, но и как.
Я консультант по управлению. Имея 25-лет опыта управления и консультирования, мне есть чем делиться. В моём портфеле более 200 реализованных проектов, половина проектов связаны со стратегическим планированием. Стратегические сессии провожу с 2006 года в более чем 50 компаниях, в 13 из них минимум по 2 ежегодных сессии. А 8 компаний ставят стратегические сессии в свой план регулярно, и мы продолжаем сотрудничество на протяжении нескольких лет. Рекорд — 10 лет регулярных стратсессий. Горжусь успехами моих клиентов.
Свой опыт, инструменты и подходы, частично изложила в книге «Как подготовить и провести стратегическую сессию».
Этапы стратегирования для компании
Итак, давайте обо всём подробно. Сравним все этапы работы над стратегией для компании и для человека.
Работа над стратегией для компании включает 7 этапов:
- Видение. Подробное описание компании через 3-5-10 лет.
- Миссия. Какую пользу компания несёт людям, для реализации каких потребностей клиентов будут трудиться сотрудники.
- Ценности. На что мы опираемся, что нами движет. Ценности компании проявляются через поведение сотрудников. Ценности определяют «характер» компании.
- Стратегические цели. Обычно цели определяются в 4-х перспективах: финансовые, маркетинговые, процессные и по персоналу. Эти цели взаимосвязаны между собой.
- Функциональные стратегии. Руководство для действий и принятия решений. По всем функциональным направлениям деятельности нужно определить правила деятельности. Любую игру вести проще, если есть правила, на которые может опираться каждый сотрудник. Привожу неполный перечень политик: производственная, политика в области качества, кадровая, маркетинговая, сбытовая, финансовая, закупочная, информационная, бюджетная, правовая.
- Целевые показатели. Управлять можно только тем, что измеряешь, поэтому каждая цель должна быть оцифрована.
- Планы. Для того, чтобы приблизиться к цели, нужно определить действия. Каждое действие имеет конкретный результат и точные сроки. Количество действий должно быть необходимым и достаточным для достижения целей.
Этапы стратегирования в самореализации
Теперь посмотрим, как выглядят этапы работы над личной стратегией. Получились те же 7 этапов.
Каждый этап работы подробно расписан в отдельных статьях, по некоторым этапам по две. Ссылки на статьи под описанием этапа.
1. Видение. Какой будет моя жизнь через 3-5-10 лет. А может быть смогу представить свою жизнь до конца дней.
2. Миссия. Какую пользу я принесу людям? Для чего я родился? Поиск или создание смысла жизни.
3. Ценности. На что я опираюсь, что мной движет? Набор принципов, большинство которых формируются в раннем возрасте. Не всегда просто осознать. Заявленные ценности часто остаются назывными. Со стороны, ценности хорошо знакомого человека через поведение можно описать достаточно точно.
4. Стратегические цели. Цели человека тоже можно описывать через систему сбалансированных показателей. Для реализации видения нужны финансы. Для того, чтобы их заработать надо создать позиционирование: что и для кого я делаю. Для того, чтобы быть результативным, свои действия нужно оптимизировать. Чтобы действовать оптимально нужно обладать определённым видом компетенций.
5. Функциональные стратегии. Руководство для действий и принятия решений в разных областях своей жизни: бюджетирование, создание репутации, продажа себя, как специалиста, обеспечение здоровья и так далее.
6. Целевые показатели. Чем измеряем достижение целей? Для обеспечения гармоничного развития и мироощущения целей должно быть несколько, и каждая оцифровывается: финансовые, показатели здоровья, производительность, эффективность, время обучения, количество сертификатов, количество клиентов, карьерная позиция. В зависимости от целей, набор показателей будет разный.
7. Планы. Что нужно сделать? Дорогу осилит идущий. Мероприятия нужны регулярные и разовые. Регулярные обеспечиваются дисциплиной. Разовые требуют развитие новых компетенций.
Дополнительный важный этап работ: ситуационный анализ, который предлагаю делать после определения целевых показателей.
Если вы проработаете каждый из этапов, то ваш уровень самореализации поднимется на несколько ступеней.
Логика работы над личной стратегией
Логика работы над стратегией, а кроме того, над любой задачей или проблемой одинаковая:
- Оценить текущие состояние.
- Разработать образ желаемого будущего (видение на заданную перспективу).
- Создать план мероприятий, который позволит перейти из текущего состояния в желаемое.
Например, можно представить, что я хочу оказаться в Москве – это желаемое состояние. Текущее состояние – я нахожусь в Челябинске. А теперь нужно определить план действий для того, чтобы из Челябинска перебраться в Москву.
Недостаточно сказать, что я хочу в Москву. Важно понимать: когда, зачем, как надолго. Есть разница, слетать на 2 дня или переехать жизнь.
Анализ текущего уровня самореализации
Анализу текущего уровня самореализации нужно уделять внимание на каждом этапе проработки перспективы. Мы с вами это будем делать после постановке целей на один год (стратегические цели). Это обозримая перспектива, поэтому понятно, что делать и куда двигаться.
Наблюдение за компаниями и за людьми показывает, что большинство тех, кто успешен, уделяют время проработке перспективы. Я часто общаюсь с владельцами компаний и слышу от них, что ещё в юности знали, что у них это будет. Они создавали такую перспективу в своём воображении и видели своё место в этом.
Рекомендую вам тоже воспользоваться предложенными инструментами. Разработка личной стратегии потребует времени и усилий. Для того, чтобы снять внутреннее сопротивление такой работе рекомендую принять следующую установку: решая свои задачи, вы проявляете любовь к себе. Любовь к себе — это время, которое вы посвящаете себе, своему развитию. С такой установкой работать интереснее и увлекательнее.
Уровень самореализации отражает уровень любви к себе. Всё, что я описала в этой статье показывает системный подход в проработке задач, решение которых обеспечивает самоореализацию каждого человека.